ГлавнаяБез категорииКультурно - досуговые технологии, как фактор успешной социальной активности пожилых людей, проживающих в МБУ «ГЦСОН «Родник»

Социальное самочувствие человека определяется не только его материальным положением и социальным статусом, но также в значительной мере имеющимися возможностями самореализации как в трудовой, общественно - полезной, так и в досуговой сферах.
На сегодняшний день многие пожилые люди испытывают чувство одиночества. Поэтому так важно, чтобы человек, независимо от своего возраста чувствовал себя нужным другим. И здесь очень важна психологическая поддержка престарелых людей.
В МБУ «ГЦСОН «Родник» разработана технологическая модель организации досуга проживающих, модульное структурирование досуговых технологий по соответствующим направлениям. В организацию досуга обслуживаемых входит комплексный процесс реабилитации, направленный на сохранение, поддержание, восстановление физического и психического здоровья пожилых людей, на достижение их независимости, улучшение качества жизни и эмоционального состояния.
Комплекс реабилитационных мероприятий обусловливает необходимость объединения медицинского, психолого-педагогического, социально-культурного, экономического и других направлений в целостную систему, ориентированную на замедление психофизиологических процессов старения и восстановление социального статуса пожилого человека в обществе.
Роль досуга в жизни пожилого человека индивидуальна и зависит от психофизических возможностей, общественного положения и условий. Проживание пожилого человека в социальном учреждении накладывает существенный отпечаток на жизненный тонус, активность, психологический настрой, изменение ценностных установок, уровень притязаний, на свободное время проживающих и ориентируются социально-культурные технологии, трансформирующие досуг в их социально-культурную деятельность.


Показания к проведению досуговых мероприятий:

  •  особенности и нарушение психоэмоцональной сферы (низкий или высокий уровень коммуникативных способностей, депрессивные и тревожные состояния);
  • нарушение поведения (повышенная конфликтность, агрессивность, негативизм и пр.); 
  • депрессивные состояния; 
  • страхи; 
  • переживание одиночества; 
  • потери близких людей на поздних этапах жизни. 

Противопоказания:

  • неудовлетворительное общее состояние;
  • отсутствие мотивации к работе в группе.

В соответствии с распорядком дня специалисты МБУ «ГЦСОН «Родник» (психолог, культорганизатор, специалисты по социальной работе, врачи, медицинские сестры отделений) планируют организацию профильного обслуживания на основе индивидуальных планов реабилитации. По результатам опросов и анкетирования, большинство обслуживаемых считают, что правильно организованный досуг помогает реализовать себя как личность, развивать общественно полезные и социально значимые инициативы. Досуг должен быть ориентирован, прежде всего, на активизацию личностных ресурсов пожилого человека, которые служат своеобразным генератором творческой активности, духовных потребностей и социального опыта. Одной из особенностей культурной активности пожилых людей является баланс группового и индивидуального участия.
Базовый модуль обусловливает необходимость использования традиционных досуговых форм, методов, технологий, услуг, к которым относятся:

  • проведение мероприятий, посвященных знаменательным датам и событиям; 
  • художественное творчество (музыкальное, песенное, танцевальное, а также концертная деятельность как самих проживающих, так и приглашенных для них исполнителей) – музыкотерапия; 
  • работа с книжным фондом и периодическими изданиями -(библиотерапия); 
  • просмотр телевизионных и видеопрограмм, прослушивание радиопередач (кинотерапия); 
  • оздоровительные физиотерапевтические мероприятия (физиотерапия);
  • экскурсионная деятельность (экскурсии по городу Красноярску различной направленности в рамках реализации факультета «Социальный туризм»);
  • посещение культурно-досуговых учреждений за пределами МБУ «ГЦСОН «Родник» (музеи, театры, картинные галереи, кинотеатры); 
  • прогулки, выезды на природу, рыбалка; 
  • лекционно-просветительская деятельность. 

Остановимся подробнее на некоторых из них.
image1Библиотерапия – «лечение книгой», основана на использовании систематического чтения для улучшения психологического состояния обслуживаемого. Психолог и специалист по социальной работе подбирает для пожилого человека литературу, ориентированную на его круг жизненных проблем. После прочтения происходит совместный разбор содержания.
При подборе книг («библиорецептур») необходим тщательный учет личностных особенностей человека, его социального опыта, образовательного и культурного уровня.
Основными целями данного метода выступают: геронтообразование, психокоррекция, структурирование свободного времени.
Задачи: достижение лучшего понимания image2пожилым человеком своих проблем, расширение возможностей вербализации этих проблем и включение их в контекст общественно выработанного опыта.
Библиотерапия, как и руководство, чтением вообще, - процесс также лечебно-педагогический, направленный на формирование личности читателя. Книги - мощные инструменты, которыми можно воздействовать на мышление людей, на их характер, формировать их поведение, помочь в решении проблем.
Согласно наблюдениям, хороший психологический результат дает работа с пожилыми людьми через прочтение стихов. Некоторые из проживающих нашего учреждения ранее писали свои стихи или начинали писать стихи в позднем возрасте, вкладывая в них все свои эмоции и переживания, философский смысл. В клубе «Литературная гостиная» часто устраиваются творческие вечера, где авторы читают свои произведения слушателям.
Кинотерапия - разновидность психотерапевтических занятий, объединенных названием «терапия искусством». Во время просмотра пожилой человек воспринимает кинофильм через призму собственной личности, по-своему интерпретирует, расставляет акценты согласно своему мироощущению, своей жизненной ситуации. Обсуждая и оценивая поведение понравившегося персонажа, зритель неизбежно приписывает ему свои бессознательные импульсы, конфликты и внутренние переживания, которые от своего имени ему выразить трудно. Это дает возможность анализировать собственную жизненную ситуацию через киногероя как «посредника».
image3Естественный способ осуществления кинотерапии – групповой (подбираются проживающие по интересам, проблемам). Регулярность использования метода может быть различной (1 раз в неделю, 2-3 раза в месяц).
Группе пожилых целесообразно предложить для просмотра фильмы, которые являются своеобразной иллюстрацией жизни их поколения, фильмы, в которых отражается время их юности, молодости, зрелости, когда было сделано самое главное в жизни, также хорошие любимые комедии, которые вызывают массу положительных эмоций. Можно приобщать пожилое сообщество к современному кинематографу.
Задачи: научить участников геронтогруппы анализу и пониманию реальной психологической ситуации с помощью подобранных фильмов. В МБУ «ГЦСОН «Родник» в рамках реабилитационных и психокоррекционных программ для пожилых людей групповые кинопросмотры с последующим обсуждением со специалистом по социальной работе и психологом увиденного и прочувствованного осуществляются с регулярностью 1 раз в месяц. Так же на ежедневных групповых занятиях участниками часто выносится на обсуждение просмотренный накануне художественный или документальный фильм, или затронувшее душевные струны и оказавшее сильное впечатление ток-шоу. Вся группа принимает активное оживленное участие в обсуждении, каждый высказывает свое мнение, что ведет к повышению личностной значимости и объединению коллектива из числа проживающих.
Музыкотерапия – психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. image4 Лечебное действие музыки на организм человека известно с древних времен.
Различают пассивную (рецептивную) и активную формы музыкотерапии.
При пассивной музыкотерапии гражданам пожилого возраста предлагают прослушивать музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.
Задачи: повысить эстетические потребности пожилого человека, способствовать положительному эмоциональному реагированию, оказать регулирующее влияние на вегетативные процессы.
При активном слушании, проживающие сами участвуют в исполнении музыкальных произведений (вокал, хоровая группа), применяя при этом хлопки и постукивания.
Задачи: интеграция индивида в социальные группы, т. к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные полезные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того формируется выдержка и самоконтроль; развитие навыков межличностного общения, оказать регулирующее влияние на вегетативные процессы, повысить эстетические потребности пожилого человека.
В качестве механизмов положительного действия музыкотерапии на организм пожилых людей можно отнести: эмоциональную разрядку, регулирование состояния, облегчение осознания собственных переживаний, конфронтацию с жизненными проблемами, повышение социализации, приобретение новых средств эмоциональной экспрессии, облегчение формирования новых отношений и установок, удовлетворительное протекание адаптационного периода.
В работе с пожилыми людьми специалистам рекомендуется применять обе формы музыкотерапии.
В МБУ «ГЦСОН «Родник» при использовании пассивной формы музыкотерапии пожилые люди прослушивают музыкальные произведения в холлах отделений малыми группами или у себя в комнатах индивидуально.
Как вариант активной музыкотерапии (вокал, хоровое пение) в МБУ «ГЦСОН «Родник» создан клуб «Народная песня», который охватывает в среднем около 20 человек, с регулярностью занятий 1 раз в неделю с показательными концертными выступлениями. Пение обогащает участников группы новыми впечатлениями, развивает инициативу, самостоятельность и одновременно корректирует активность психических процессов.
Мы считаем, что грамотное использование музыкотерапии дает хорошие результаты в комплексной программе медико-социально-психологической реабилитации инвалидов и людей пожилого возраста.
Арт-терапия - естественный и бережный метод исцеления и развития души через художественное творчество - применяется в консультировании и терапии пожилых людей индивидуально и в группе. image5
Задачи: восстановление невротически нарушенных связей между аффектом и интеллектом, развитие целостности личности, обнаружение личностных смыслов через творчество, повышение уровня психической активности пожилых людей (преодолеть апатию и безынициативность), помощь в установлении контактов между людьми.
image6Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и состояний пожилого человека, что позволяет их использовать в качестве диагностического материала, и как средство обеспечения обратной связи, позволяющее отслеживать характеристики процесса изменения состояний.
Занятия изобразительным искусством в терапевтическом контексте носят спонтанный характер. В арт-терапии не играют роли способности к изобразительной деятельности или художественные навыки. Здесь важен творческий акт как таковой, как средство выявления внутреннего мира творца. Поэтому она не имеет никаких, в том числе и возрастных, ограничений в использовании и весьма перспективна.
Анималотерапия - психокоррекция коммуникативных и поведенческих нарушений участников целевой группы с помощью аквариумных рыбок.
Задачи. Выявить на основе методов психодиагностики пожилых людей отклонения в эмоциональной сфере, провести коррекцию нарушений в общении и поведении.
В МБУ «ГЦСОН Родник» созерцание аквариумных рыбок является эффективным 

image7

практически при всех видах стресса у пожилых людей: стабилизируется состояние нервной системы, нормализуется кровяное давление, устраняется бессонница, преодолевается «синдром навязчивых состояний». Но не только рыбки способны врачевать человеческие недуги. Созерцание подводных ландшафтов, оказывается, тоже прекрасно снимает стресс и поднимает настроение. Рыбы при этом играют второстепенную роль, они лишь вносят элемент динамики в незабываемо прекрасный подводный пейзаж.

Орнитотерапия - наблюдение и слушание певчих птиц,  вызывающие приятные эмоции. 

image8

Лечебное воздействие птичьего пения на людей определяется тем, что каждый орган человеческого тела имеет собственную, присущую только ему частоту колебаний. Мелодии зарянки снимают спазмы внутренних органов,  устраняют сердечную, головную и суставную боль. В нашем учреждении именно попугаи оказываются «целителями» при депрессивных состояниях у пожилых людей, помогают не впасть в уныние лежачим больным, избавиться от навязчивых страхов и депрессий. Общение с пернатыми питомцами помогает гражданам легче пережить чувство одиночества и преодолеть нередко возникающий психологический барьер.

Игровая терапия - это комплекс реабилитационных игровых методик. Нередко игротерапия рассматривается как средство для раскрепощения патологических психических состояний человека. Являясь уникальным средством комплексной реабилитации, эта технология может выполнять функции социализации, развития, воспитания, адаптации, релаксации, рекреации и др. При этом травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, ослабленном виде.
В МБУ «ГЦСОН Родник» игротерапия помогает опробовать типы поведения пожилых людей и инвалидов, выделив наиболее подходящие для конкретной личности в определенной жизненной ситуации. Именно ролевое поведение отражает психологическое состояние и функциональные тенденции человека. К видам направленной игротерапии относятся: познавательные и развивающие игры, настольные и компьютерные игры, конкурсы, турниры по бильярду и теннису, соревнования, подвижные игры.

image9

Любая игра может быть адаптирована к возможностям пожилых путем корректировки соответствующего игрового элемента (облегчение условий игры, сокращение численности частников, времени проведения и т.д.). Участие человека в игре формирует и закрепляет у него устойчивую установку на рациональное, содержательное, целенаправленное использование сво6одного времени. Для многих людей игра - любимый вид деятельности и общения. Целесообразность использования игры в работе с пожилыми обусловлена тем, что этот вид деятельности и общения является наиболее приемлемым для любого возраста, где человек может свободно выражать себя, освободиться от напряжения и разочарования повседневной жизнью, опробовать себя в конкретной социальной роли, установить общение, овладеть социальными навыками и т.д.
image11Таким образом, по сути одна из сверхзадач социально-культурных технологий, внедряемых в практику работы МБУ «ГЦСОН «Родник», состоит в том, чтобы каждого пожилого человека включить в повседневные социальные контакты, научить поддерживать цивилизованные отношения с ближайшими соседями и другими людьми в стандартных социально-культурных ситуациях ежедневно и ежечасно. Именно полноценный досуг позволяет пожилым людям надолго закрепить навыки сохранения приятельских, дружеских отношений со своим ближайшим окружением, в рамках которых личные невзгоды представляются не такими значительными, как ранее. image10
Все перечисленные социально-культурные технологии организации досуговой активности пожилых людей, включенные в работу нашего учреждения непременно способствуют геронтообразованию, продлению творческой, активной жизни пожилого человека, предоставлению широких возможностей для его самовыражения, максимального использования жизненного, профессионального опыта, сохранения энергии и оптимизма, а, следовательно, АКТИВНОМУ ДОЛГОЛЕТИЮ.

 

Заместитель директора
Боброва Елена Родионовна